среда, 3 октября 2018 г.

Развитие скоростных способностей (быстроты)


Развитие  скоростных способностей (быстроты)

Под скоростными способностями (быстротой) понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

К быстроте относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, спо­собность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от кото­рых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Пер­вую способность условно принято называть "быстротой двигательных ре­акций", вторую - "быстротой движений".
В качестве скоростных способностей выделяются:
- быстрота простой и сложной реакции (измеряется латентным временем реагирования);
- быстрота отдельных двигательных актов (измеряется величинами ско­рости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением);
- быстрота, проявляемая в темпе (частоту) движений (измеряется числом движений в единицу времени).
Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддают­ся развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Их можно разделить на три основные группы:
  1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например бега, ведения мяча).
Для развития отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движений. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняются с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.
Для развития частоты движений применяются циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за лидером; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.
Известно, что увеличение скорости вдвое дает возрастание энергии удара в 4 раза, в то время как увеличение массы в 2 раза дает двукратное увеличение энергии удара.
  1. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства). Для этого применяются: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
  2. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Методики воспитания скоростных способностей

Основной метод при развитии быстроты реакции – метод повторного выполнения упражнений. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
       Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.
      Для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).
        Добиться значительного сокращения времени простой реакции – трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 – 0,15с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других.
Воспитание быстроты простой двигательной реакции. Элементарной основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение вре­мени реагирования.
Добиться значительной сокращения времени простой реакции трудно. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период много­летней тренировки примерно 0,10-0,15сен.
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическое участие в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты РДО особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя путями:
1) воспитывают умение заблаговременно включать и “удерживать” объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Применяя для совершенствования реакции выбора специально-подгото­вительные упражнения, последовательно усложняют ситуации выбора (чис­ло альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном поряд­ке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.
Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться “скрытой интуицией” о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.
Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Её внешнее проявление - скорость двигательных актов - всегда обусловлено не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, коорди­национными, выносливостью и т.д.).
Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специальноподготовительные упражнения.
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженным моментом ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой “части” или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).
Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных, ускоряющих движение.
Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.
Основными методами воспитания скоростных способностей являются:
1. Методы строго регламентированного упражнения: а)методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б)методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
2. Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (спарринги, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
3. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений.
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в результате ростов определяется как “скоростной барьер”. Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.
При решении этих проблем использу­ются следующие методические подходы:
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движения (уменьшение величины отягощения, "уменьше­ние" веса тела спортсмена за счет приложения внешних сил, бег по на­клонной дорожке и т.д.).
Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) “уменьшают” вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).
2. Использование эффекта "ускоряющего последствия" и варьирова­ние отягощений. Практически давно замечено, а затем подтверждено и экспериментально, что скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения тех же или аналогичных движе­нии с отягощением (выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, бой с тенью с гантелями).
Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зави­сит от меры отягощения и последующего облегчения, числа повторений и порядка чередования обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.
3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений (бег за лидером, светолидером, звуколидером и т.д.).
4. Использование эффекта "разгона" и введение ускоряющих фаз в упражнения.
5. "Суживание" пространственно-временных границ выполнения упраж­нений (ограничение времени раунда, пространства ринга).
О режиме занятий.
Объем скоростных упражнений в рамках отдельного тренировочного занятия, как правило, относительно невелик. Это обусловлено, во-пер­вых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражне­ний; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем преды­дущее.
Быстроту боксера целесообразно разделить на общую и специальную -быстроту специальных движений (ударов, защит, передвижений) и быстроту реакции при их выполнении.
Развитие общей быстроты нужно для разносторонней физической подготовки и более успешного развития специальной быстроты.
Для развития общей быстроты в уроках бокса следует создавать при выполнении ОРУ внезапно меняющиеся условия, на которые необходимо мгновенно реагировать максимально быстрыми движениями или действиями.
Развитию быстроты способствуют рывковые движения руками и туловищем при ходьбе и на месте, ускоренные вращения, сгибания и наклоны туло­вища, быстрые махи руками и ногами с большой амплитудой, кратковре­менное выполнение в быстром темпе циклических движений, чередование напряженных движений с расслабленными. Полезны также резкое перебрасывание набивных мячей, борьба с партнером в стойкое с внезапными толч­ками в стороны, быстрые подтягивания в висе, движения в упорах.
Особенно большое значение для развития у юных боксеров общей быстроты, а также ловкости приобретают спортивные и подвижные игры.
Методика развития специальной быстроты у боксеров предусматрива­ет развитие: а) быстроты реакции при ударах и защитах; б) быстроты дви­жений в одиночных и серийных ударах, защитах и передвижениях.
Быстрота реакции при ударах и защитах вырабатывается во время имитационных упражнений без снарядов при передвижении и на месте (на быстрый счет, ритм которого все время меняется).
Следует вводить также внезапные сигналы (голосом, хлопками), на которые требуется реагировать ударом или защитой.
Быстрота реакции при ударах вырабатывается также упражнениями по изучению приемов в парах, в условном бою, где партнеры могут атаковать, защищаться и контратаковать. Также полезны упражнения с лапами.
Быстроту движений одиночных, серийных ударов и защит также можно увеличить при помощи имитационных упражнений без снарядов, со снарядами и с партнером в перчатках. Одиночные удары в имитационных уп­ражнениях должны носить характер быстрых рывков с ускорением в конце движений.
Для развития быстроты передвижений рекомендуются подскоки в разных направлениях, быстрые передвижения одиночными и двойными шагами.
Для рациональной тренировки скоростных качеств боксера наиболее эффективен так называемый круговой метод. Каждая "станция" предназна­чена для совершенствования конкретного скоростного качества.
Обычно на 1-й "станции" боксеры совершенствуют скорость одиночных ударов, на 2-й - быстроту защитных реакций, на 3-й - скорость передвижений и на 4-й - быстроту серийных ударов.
Время выполнения упражнений на "станциях" должно составлять 2 мин.
На 1-й "станции" боксеры размещаются у тяжелых подвесных мешков и наносят максимально быстрые одиночные удары (снизу, прямые, боковые). Чтобы избежать возникновения "скоростного" барьера, стабилизирующего раз­витие скорости движений, боксеру необходимо менять вес перчаток.
На 2-й "станции" совершенствуют время защитных реакций с помощью туловища - отклонами, уклонами. Боксеры становятся в пары, атакующие наносят в разной последовательности максимально быстро прямые удары левой и правой рукой. Чтобы усложнить возможность предугадывания и увеличить временную неопределенность, удары должны наноситься через различные интервалы времени. Через 1 мин атакующие защищаются.
На 3-й "станции" совершенствуют скорость передвижения. Они в бо­евой стойке становятся друг против друга на необходимую дистанцию. Ведущий резко изменяет расстояние шагом вперед, назад и в сторону. Второй боксер должен максимально быстро выполнить соответствующее передвижение, сохранив тем самым дистанцию, на которой перед этим на­ходились спортсмены. Через 1 мин боксеры меняются ролями. Характер передвижений должен усложняться (вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево и т.д.).
На 4-й "станции" боксеры размещаются у тяжелых подвесных мешков и отрабатывают серии излюбленных ударов на снарядах с максимально воз­можной для них частотой в течение 10сек, после чего им предоставляется 20-секундный перерыв, за которым следует 10-секундные серийные дейст­вия. Так как скорость восстановительных процессов у спортсменов не оди­накова, боксеры, не готовые к повторному выполнению задания, могут увеличивать интервалы отдыха.
Отдых между станциями 30 сек. Пройдя полный круг, боксеры отдыха­ют 2 мин.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния ЦНС и НМА человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способность мышц быстро переходить от напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (АТФ и КрФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола до 12-13 летнего возраста различия невелики. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий); 10) скоростных природных способностей человека.


Комментариев нет:

Отправить комментарий