среда, 24 октября 2018 г.

Методические установки и приемы обучения боксеров (часть 2)

Методические установки и приемы обучения боксеров (часть 2)


Когда движение защиты изучено, переходят к усвоению ее в условном бою с партнером. Здесь боксер должен на­учиться практически применять данный вид защиты от кон­кретного удара, а после изучения нескольких видов защиты - применять разнообразные виды защиты и их сочетания.
Непосредственно, разучивая движение с партнером, наносящим удар, боксер изучает и контрудар, целесообраз­ный для данного положения защиты.
Выполнение каждого отдельного вида защиты должно сочетаться с контрударом, так как, в конечном счете, без ударов невозможно достигнуть победы в бою. Параллельно каждому отдельному виду комбинированной защиты необходимо изучать всевозможные контрудары, периодически возвращаясь к изученным приемам защиты по мере изуче­ния новых ударов. Выполняют контрудары из положения, в которое боксер пришел после защиты, а также те, которые возможно нанести во время движения защиты.
Такое многообразие контрударов, сопутствующих каж­дому из видов защиты, будет способствовать тому, что при­меняемая защита станет активной, создающей возможность переходить в контратаку. От этого станет богаче и техника ударов, выполняемых из различных положений и во взаи­мосвязи с действиями защиты, маневрированием.
Следующим этапом в обучении защитным действиям является закрепление изученных навыков в условиях раз­нообразного и активного противодействия партнера. Несмотря на относительную свободу действий боксеров в вольном бою, эта форма учебно-тренировочного процесса должна быть подчинена конкретным задачам, ко­торые ставятся перед боксерами в каждом отдельном занятии. Основным условием проведения вольных боев является определение четкого и конкретного задания для каждого из боксеров на данный бой. Эти задания должны быть тща­тельно продуманы и подготовлены тренером накануне занятия. При определении задания тренер учитывает индивидуальные особенности каждого занимающегося: уровень его физической и технической подготовки, определяющую­ся индивидуальную манеру боя, морально-волевые ка­чества, предпочтение отдельным приемам. Задание должно включать конкретные и посильные элементы техники и тактики, на выполнение которых боксер должен направить основ­ное внимание в вольном бою.
При составлении пар необходимо учитывать задание каждого боксера с тем, чтобы оба могли выполнить поставленную задачу. Состав каждой пары тренер объяв­ляет непосредственно перед выходом на ринг. Таким об­разом, не зная о задании партнера, каждый из боксеров будет уверенно стремиться выполнить поставленную зада­чу, не опасаясь умышленных помех с его стороны.
В тренировочном вольном бою недопустимы сильные удары, исключающие учебное назначение такого боя. Эле­мент состязания каждого вольного боя должен быть направ­лен на искусное обыгрывание и выполнение поставленной задачи.
В обучении защитам придерживаются следующей пос­ледовательности: после усвоения одного вида простых защит боксеры изучают следующую защиту из группы усложненных, а затем сложные виды защиты. Если же обу­чают сочетанию нескольких видов защиты, составляющих комбинированную защиту, то вначале также изучают одно сочетание из простых видов защиты, следующее - из усложненных и далее - из сложных. Сочетания, состоящие из нескольких видов защиты различных групп, должны подбираться таким образом, чтобы сложность их постепенно возрастала и чтобы предлагаемые к изучению комбиниро­ванные виды защиты не были одинаковыми по структуре и форме движения.
Количество изучаемых видов и сочетаний защиты от каждого из основных ударов должно быть максимально разнообразным как по форме движения, так и по сложности выполнения и возможным сочетаниям защиты.
Изучение широкого и разнообразного круга защиты будет способствовать развитию у занимающихся сообрази­тельности, творчества, умения применять усвоенные на­выки в конкретных условиях постоянно меняющейся обста­новки боя на ринге. Владение разнообразными видами защи­ты служит тем необходимым фоном, на котором боксер значительно быстрее, чем при ограниченном круге навыков, и без ошибочнее сможет определить свои индивидуальные особенности как в выполнении отдельных движений, так и в манере боя в целом.
Нужно всемерно расширять диапазон боевых средств и возможностей боксера и выбирать из них основные, ха­рактерные для его стиля, сделав их главным оружием в его руках.
В индивидуальной работе тренера с боксером нужно установить, какая дистанция боя будет основной для боксера какие его удары наиболее действенны, какая защита более практична, на какие виды атаки он эффективнее всего контратакует, какие приемы ему лучше удаются, какой темп боя ему по силам, в какой мере надо пользоваться наступатель­ной или оборонительной тактикой.
Выбор основных боевых средств отдельным боксером не означает ограничения возможностей боксера и стандарти­зацию его действий. Наоборот, чем позже произойдет выбор основных средств боя, тем меньше возможности будет ошибиться и тем более разнообразными будут эти средства для данного боксера.
Однако основы определения индивидуальности боксера в манере боя должны быть осуществлены уже в начальном периоде его подготовки. Поэтому содержание начального обучения боксера должно включать все виды основных ударов и их простых сочетаний, а также изучение всех основных приемов защиты и контрударов
Обучение защитным действиям боксеров будет успешно проходить в том случае, если в ходе обучения будут исполь­зованы разнообразные методические приемы, побуждающие занимающихся тщательно изучать защитные действия и помогающие их прочно усвоить.
Любую сложную и трудную задачу, возникающую в обучении, можно успешно решить, если правильно сфор­мировать и организовать спортивный коллектив. Воспитание дисциплины, коллективной спайки, взаимоуважения, спор­тивной этики, общей культуры способствует успешному обучению боксеров. Привлечение одних боксеров для ана­лиза действий других занимающихся положительно ска­зывается на сознательном усвоении изучаемого материала, проявлении инициативы, взаимопомощи, создает рабочую обстановку на занятиях.
На занятиях необходимо объяснять и подчеркивать значение защитных действий в мастерстве боксера и исполь­зовать в качестве примеров выступления известных боксе­ров - мастеров защиты.
Целесообразно привлекать для анализа выступлений боксеров их товарищей по группе. Обсуждение результатов соревнований, разбор каждого боя в группе будут способ­ствовать активному участию занимающихся в жизни кол­лектива. Это поможет боксерам научиться подмечать ошиб­ки, допущенные в бою, с тем, чтобы не повторить их в своей практике.
Анализ тренера совместно с занимающимися помогает своевременно исправлять допущенные ошибки, заполнять пробелы в технике боксера, способствует сознательному и активному участию в обучении самих занимающихся.
Организация отдельных тренировочных занятий в форме показательных боев, в которых защитные действия оцениваются в 2-3 раза выше, чем удар, побуждает занимающихся тщательно изучать сложные защитные действия.
Рекомендуется на отдельных тренировочных занятиях проводить кратковременные 2-3-раундовые вольные бой с продолжительностью раунда в 1-1,5 мин. и перерывом между ними в 2-3 мин. Это позволит занимающимся мак­симально концентрировать свое внимание на выполнении задания, а в перерыве — анализировать свои действия, разучивать те или иные элементы техники.
Изучение новых, и особенно сложных по координации, движений успешнее проходит в условиях, ликвидирующих опасность получить сильный удар. Поэтому в обучении, до того как движение не будет усвоено правильно, а навык в нем не будет достаточно прочным, необходимо занятия организовать таким образом, чтобы движение вначале усваи­валось без партнера, а при разучивании с партнером были исключены сильные удары.
Решение этой задачи возможно лишь при сознательном и точном выполнении занимающимися указаний тренера, а также при правильном подборе партнеров и продуманной последовательности обучения, отдельным приемам защитных действий. Например, партнеров для условного боя целе­сообразно подбирать таким образом, чтобы более сильный по физическим и техническим данным, весовой категории упражнялся с более слабым. Это полезно обоим и будет способствовать главному назначению условного боя - за­креплению изучаемых движений, причем в занятиях будут исключены элементы соревнования.
Защиты боковым шагом и боковым шагом с поворотом вначале изучаются от прямых ударов и ударов снизу в туловище, и только после прочного освоения техники этих движений - от этих же ударов в голову.
Важное место в обучении боксеров должны занимать вспомогательные и подводящие упражнения, направленные на улучшение понимания занимающимися сущности изу­чаемого движения и способствующие быстрому усвоению изучаемого материала.
Подбирать партнеров для проведения вольного боя нужно согласно этим заданиям, с тем, чтобы для обоих было возможно осу­ществить заданные упражнения. Задания для вольного боя в первоначальном обучении - составляется главным образом с целью подтянуть и закрепить отстающие навыки в отдель­ных защитных действиях боксера.
Целесообразно практиковать на занятиях по дальнейшему овладению техникой и тактикой защитных действий о, повре­менное проведение вольных боев для всей группы. Каждый боксер, получив индивидуальное, или одинаковое задание для всей группы на вольный бой, выполняет его под общим наблюдением тренера. Это приводит к тому, что каждый занимающийся выполняет свою задачу, а не ожидает выхода на вольный бой, что излишне нервирует пару боксеров, работающих на ринге.
В ходе дальнейшего обучения, когда у боксеров склады­вается индивидуальная манера боя и в связи с этим отдается предпочтение тем или иным приемам защиты и другим бое­вым действиям, индивидуальные задания необходимо со­ставлять с учетом этих особенностей манеры боя, чтобы способствовать ее разнообразию и тактической гибкости. Индивидуальные задания должны даваться не на одно занятие, а систематически, до тех пор, пока боксер не на­учится применять их в условиях вольного боя с различными по стилю и манере боя партнерами.
Разминка перед боем на соревнованиях, как и перед вольным боем на тренировке должна включать упражнения с парт­нером или тренером в условном бою. Это придает боксеру уверенность в своих действиях, способствует выработке чувства оптимальной дистанции при выполнении защитных действий в бою, и особенно в первом раунде.
Основной целью отдельных учебно-тренировочных за­нятий должна быть работа над изучением и постановкой техники защитных действий и тактикой их применения с различными по стилю боя партнерами. В этих же занятиях необходимо уделять внимание раз­витию качеств быстроты и ловкости. Для этого могут быть использованы элементы условного и вольного боев с быст­рым партнером, специальные задания на быстроту отдель­ных действий, кратковременные вольные бои с продолжи­тельностью раунда в 0,5 мин., подвижные игры.
Обучая боксеров широкому кругу защитных действий, нужно добиваться того, чтобы занимающиеся прочно усва­ивали разнообразные комплексы приемов, состоящих из движений защиты, ударов и контрударов, во взаимосвязи с разнообразными тактическими формами. В то же время в условных и вольных боях необходимо прививать занимающимся умение концентрировать все свои усилия для того, чтобы выполнить отдельный заданный прием и находить возможности его реализовать.
При изучении комбинированных защитных действий тренер в каждом случае указывает положение для каждой из частей тела, чем достигает собранности движений и целенаправленности каждого действия. Это удерживает боксеров от сумбурного ведения боя.
Важную роль в обучении защитным действиям играет правильный показ изучаемого движения. Показ тренера должен быть безукоризненным с точки зрения типовой техники выполнения данного приема. Наряду с этим тренер должен объяснить варианты техни­ческого выполнения приема, его тактическое значение и формы применения в различных условиях боя на ринге. Показ и объяснение каждого приема должны быть подкреп­лены конкретным примером из боевой практики известных мастеров бокса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий