Методические установки и приемы обучения боксеров (часть 2)
Когда
движение защиты изучено, переходят к
усвоению ее в условном бою с партнером.
Здесь боксер должен научиться
практически применять данный вид защиты
от конкретного удара, а после изучения
нескольких видов защиты - применять
разнообразные виды защиты и их сочетания.
Непосредственно,
разучивая движение с партнером, наносящим
удар, боксер изучает и контрудар,
целесообразный для данного положения
защиты.
Выполнение каждого
отдельного вида защиты должно сочетаться
с контрударом, так как, в конечном счете,
без ударов невозможно достигнуть победы
в бою. Параллельно каждому отдельному
виду комбинированной защиты необходимо
изучать всевозможные контрудары,
периодически возвращаясь к изученным
приемам защиты по мере изучения новых
ударов. Выполняют контрудары из положения,
в которое боксер пришел после защиты,
а также те, которые возможно нанести во
время движения защиты.
Такое многообразие
контрударов, сопутствующих каждому
из видов защиты, будет способствовать
тому, что применяемая защита станет
активной, создающей возможность
переходить в контратаку. От этого станет
богаче и техника ударов, выполняемых
из различных положений и во взаимосвязи
с действиями защиты, маневрированием.
Следующим этапом
в обучении защитным действиям является
закрепление изученных навыков в условиях
разнообразного и активного
противодействия партнера. Несмотря на
относительную свободу действий боксеров
в вольном бою, эта форма учебно-тренировочного
процесса должна быть подчинена конкретным
задачам, которые ставятся перед
боксерами в каждом отдельном занятии.
Основным условием проведения вольных
боев является определение четкого и
конкретного задания для каждого из
боксеров на данный бой. Эти задания
должны быть тщательно продуманы и
подготовлены тренером накануне занятия.
При определении задания тренер учитывает
индивидуальные особенности каждого
занимающегося: уровень его физической
и технической подготовки, определяющуюся
индивидуальную манеру боя, морально-волевые
качества, предпочтение отдельным
приемам. Задание должно включать
конкретные и посильные элементы техники
и тактики, на выполнение которых боксер
должен направить основное внимание
в вольном бою.
При составлении
пар необходимо учитывать задание каждого
боксера с тем, чтобы оба могли выполнить
поставленную задачу. Состав каждой пары
тренер объявляет непосредственно
перед выходом на ринг. Таким образом,
не зная о задании партнера, каждый из
боксеров будет уверенно стремиться
выполнить поставленную задачу, не
опасаясь умышленных помех с его стороны.
В тренировочном
вольном бою недопустимы сильные удары,
исключающие учебное назначение такого
боя. Элемент состязания каждого
вольного боя должен быть направлен
на искусное обыгрывание и выполнение
поставленной задачи.
В обучении защитам
придерживаются следующей последовательности:
после усвоения одного вида простых
защит боксеры изучают следующую защиту
из группы усложненных, а затем сложные
виды защиты. Если же обучают сочетанию
нескольких видов защиты, составляющих
комбинированную защиту, то вначале
также изучают одно сочетание из простых
видов защиты, следующее - из усложненных
и далее - из сложных. Сочетания, состоящие
из нескольких видов защиты различных
групп, должны подбираться таким образом,
чтобы сложность их постепенно возрастала
и чтобы предлагаемые к изучению
комбинированные виды защиты не были
одинаковыми по структуре и форме
движения.
Количество изучаемых
видов и сочетаний защиты от каждого из
основных ударов должно быть максимально
разнообразным как по форме движения,
так и по сложности выполнения и возможным
сочетаниям защиты.
Изучение широкого
и разнообразного круга защиты будет
способствовать развитию у занимающихся
сообразительности, творчества, умения
применять усвоенные навыки в конкретных
условиях постоянно меняющейся обстановки
боя на ринге. Владение разнообразными
видами защиты служит тем необходимым
фоном, на котором боксер значительно
быстрее, чем при ограниченном круге
навыков, и без ошибочнее сможет определить
свои индивидуальные особенности как в
выполнении отдельных движений, так и в
манере боя в целом.
Нужно всемерно
расширять диапазон боевых средств и
возможностей боксера и выбирать из них
основные, характерные для его стиля,
сделав их главным оружием в его руках.
В индивидуальной
работе тренера с боксером нужно
установить, какая дистанция боя будет
основной для боксера какие его удары
наиболее действенны, какая защита более
практична, на какие виды атаки он
эффективнее всего контратакует, какие
приемы ему лучше удаются, какой темп
боя ему по силам, в какой мере надо
пользоваться наступательной или
оборонительной тактикой.
Выбор основных
боевых средств отдельным боксером не
означает ограничения возможностей
боксера и стандартизацию его действий.
Наоборот, чем позже произойдет выбор
основных средств боя, тем меньше
возможности будет ошибиться и тем более
разнообразными будут эти средства для
данного боксера.
Однако основы
определения индивидуальности боксера
в манере боя должны быть осуществлены
уже в начальном периоде его подготовки.
Поэтому содержание начального обучения
боксера должно включать все виды основных
ударов и их простых сочетаний, а также
изучение всех основных приемов защиты
и контрударов
Обучение защитным
действиям боксеров будет успешно
проходить в том случае, если в ходе
обучения будут использованы
разнообразные методические приемы,
побуждающие занимающихся тщательно
изучать защитные действия и помогающие
их прочно усвоить.
Любую сложную и
трудную задачу, возникающую в обучении,
можно успешно решить, если правильно
сформировать и организовать спортивный
коллектив. Воспитание дисциплины,
коллективной спайки, взаимоуважения,
спортивной этики, общей культуры
способствует успешному обучению
боксеров. Привлечение одних боксеров
для анализа действий других занимающихся
положительно сказывается на
сознательном усвоении изучаемого
материала, проявлении инициативы,
взаимопомощи, создает рабочую обстановку
на занятиях.
На занятиях
необходимо объяснять и подчеркивать
значение защитных действий в мастерстве
боксера и использовать в качестве
примеров выступления известных боксеров
- мастеров защиты.
Целесообразно
привлекать для анализа выступлений
боксеров их товарищей по группе.
Обсуждение результатов соревнований,
разбор каждого боя в группе будут
способствовать активному участию
занимающихся в жизни коллектива. Это
поможет боксерам научиться подмечать
ошибки, допущенные в бою, с тем, чтобы
не повторить их в своей практике.
Анализ тренера
совместно с занимающимися помогает
своевременно исправлять допущенные
ошибки, заполнять пробелы в технике
боксера, способствует сознательному и
активному участию в обучении самих
занимающихся.
Организация
отдельных тренировочных занятий в форме
показательных боев, в которых защитные
действия оцениваются в 2-3 раза выше, чем
удар, побуждает занимающихся тщательно
изучать сложные защитные действия.
Рекомендуется на
отдельных тренировочных занятиях
проводить кратковременные 2-3-раундовые
вольные бой с продолжительностью раунда
в 1-1,5 мин. и перерывом между ними в 2-3
мин. Это позволит занимающимся максимально
концентрировать свое внимание на
выполнении задания, а в перерыве —
анализировать свои действия, разучивать
те или иные элементы техники.
Изучение новых, и
особенно сложных по координации, движений
успешнее проходит в условиях, ликвидирующих
опасность получить сильный удар. Поэтому
в обучении, до того как движение не будет
усвоено правильно, а навык в нем не будет
достаточно прочным, необходимо занятия
организовать таким образом, чтобы
движение вначале усваивалось без
партнера, а при разучивании с партнером
были исключены сильные удары.
Решение этой задачи
возможно лишь при сознательном и точном
выполнении занимающимися указаний
тренера, а также при правильном подборе
партнеров и продуманной последовательности
обучения, отдельным приемам защитных
действий. Например, партнеров для
условного боя целесообразно подбирать
таким образом, чтобы более сильный по
физическим и техническим данным, весовой
категории упражнялся с более слабым.
Это полезно обоим и будет способствовать
главному назначению условного боя -
закреплению изучаемых движений,
причем в занятиях будут исключены
элементы соревнования.
Защиты боковым
шагом и боковым шагом с поворотом вначале
изучаются от прямых ударов и ударов
снизу в туловище, и только после прочного
освоения техники этих движений - от этих
же ударов в голову.
Важное место в
обучении боксеров должны занимать
вспомогательные и подводящие упражнения,
направленные на улучшение понимания
занимающимися сущности изучаемого
движения и способствующие быстрому
усвоению изучаемого материала.
Подбирать партнеров
для проведения вольного боя нужно
согласно этим заданиям, с тем, чтобы для
обоих было возможно осуществить
заданные упражнения. Задания для вольного
боя в первоначальном обучении -
составляется главным образом с целью
подтянуть и закрепить отстающие навыки
в отдельных защитных действиях
боксера.
Целесообразно
практиковать на занятиях по дальнейшему
овладению техникой и тактикой защитных
действий о, повременное проведение
вольных боев для всей группы. Каждый
боксер, получив индивидуальное, или
одинаковое задание для всей группы на
вольный бой, выполняет его под общим
наблюдением тренера. Это приводит к
тому, что каждый занимающийся выполняет
свою задачу, а не ожидает выхода на
вольный бой, что излишне нервирует пару
боксеров, работающих на ринге.
В ходе дальнейшего
обучения, когда у боксеров складывается
индивидуальная манера боя и в связи с
этим отдается предпочтение тем или иным
приемам защиты и другим боевым
действиям, индивидуальные задания
необходимо составлять с учетом этих
особенностей манеры боя, чтобы
способствовать ее разнообразию и
тактической гибкости. Индивидуальные
задания должны даваться не на одно
занятие, а систематически, до тех пор,
пока боксер не научится применять
их в условиях вольного боя с различными
по стилю и манере боя партнерами.
Разминка перед
боем на соревнованиях, как и перед
вольным боем на тренировке должна
включать упражнения с партнером или
тренером в условном бою. Это придает
боксеру уверенность в своих действиях,
способствует выработке чувства
оптимальной дистанции при выполнении
защитных действий в бою, и особенно в
первом раунде.
Основной целью
отдельных учебно-тренировочных занятий
должна быть работа над изучением и
постановкой техники защитных действий
и тактикой их применения с различными
по стилю боя партнерами. В этих же
занятиях необходимо уделять внимание
развитию качеств быстроты и ловкости.
Для этого могут быть использованы
элементы условного и вольного боев с
быстрым партнером, специальные
задания на быстроту отдельных
действий, кратковременные вольные бои
с продолжительностью раунда в 0,5
мин., подвижные игры.
Обучая боксеров
широкому кругу защитных действий, нужно
добиваться того, чтобы занимающиеся
прочно усваивали разнообразные
комплексы приемов, состоящих из движений
защиты, ударов и контрударов, во
взаимосвязи с разнообразными тактическими
формами. В то же время в условных и
вольных боях необходимо прививать
занимающимся умение концентрировать
все свои усилия для того, чтобы выполнить
отдельный заданный прием и находить
возможности его реализовать.
При изучении
комбинированных защитных действий
тренер в каждом случае указывает
положение для каждой из частей тела,
чем достигает собранности движений и
целенаправленности каждого действия.
Это удерживает боксеров от сумбурного
ведения боя.
Важную роль в
обучении защитным действиям играет
правильный показ изучаемого движения.
Показ тренера должен быть безукоризненным
с точки зрения типовой техники выполнения
данного приема. Наряду с этим тренер
должен объяснить варианты технического
выполнения приема, его тактическое
значение и формы применения в различных
условиях боя на ринге. Показ и объяснение
каждого приема должны быть подкреплены
конкретным примером из боевой практики
известных мастеров бокса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий