понедельник, 17 сентября 2018 г.

Этапы обучения



Этапы обучения
В построении процесса обучения двигательному действию можно вы­делить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют опре­деленные стадии формирования двигательного навыка:
а) этап начального разучивания двигательного действия (стадия обра­зования умения воспроизводить технику действия в общей форме);
б) этап углубленного разучивания (когда двигательное умение частич­но переходит в навык);
в) этап закрепления и совершенствования (когда формируется прочный и вариативный навык).
Начальное разучивание двигательного действия начинается с форми­рования у боксера представления о нем и формирование установки на его изучение; изучение новых фаз и элементов; формирование ритмической и координационной структуры; предупреждение и устранение грубых ошибок.
На данном этапе становления двигательного навыка создаются соот­ветствующие функциональные и психические настройки, необходимые для выработки психомоторных реакций, необходимых для выполнения действий. Информация, получаемая спортсменом, направлена на создание общего представления о движении, а все внимание концентрируется на основных элементах двигательного действия и на способах их выполнения. Получение представления о выполнении движения в общем виде сопровождается гене­рализацией двигательных реакций, нерациональной внутримышечной и межмышечнои координацией, которые связаны с чрезмерной активацией нервных процессов в коре головного мозга.
Основным практическим методом освоения движения на этом этапе является метод расчлененного упражнения. Особое внимание уделяется точ­ности пространственно-временных характеристик, координационной ориен­тации в целостной системе передвижений каждой фазы движения. Для каж­дого технического действия обучение требует индивидуально-оптимальной концентрации во времени и количестве повторов на каждом тренировочном занятии.
Начальное разучивание двигательного действия начинается с форми­рования у боксера представления о нем:
а) умственного (сообщается краткая характеристика действия, объясня­ется его назначение);
б) наглядного (демонстрируется техника приема в натуральном ритме и с замедлением);
в) двигательного (восстанавливается и дополняется двигательный опыт боксера элементами, которые нужны для освоения техники изучаемого дей­ствия).
Этим обеспечивается полноценное представление боксера об изучае­мом действии, после чего он самостоятельно выполняет основу действия в целом. Если у него не получается движение в целом, то он должен выполнять его по частям под контролем тренера. В перерывах между сериями таких по­пыток тренер сообщает дополнительные сведения об основе техники приема или действия, объясняет тонкость его применения.
Этап углубленного разучивания - углубление понимания закономерно­стей двигательного действия; совершенствование координационной структу­ры действия по его динамическим и кинематическим характеристикам; рит­мической структуры движений.
На этом этапе становления двигательного навыка происходит форми­рование стабилизации отдельных фаз двигательного действия за счет перехо­да управляющих структур на уровень проприорецепторов, обеспечивающих информацию о положении различных отделов тела. Создается осознанная рациональная временная, пространственная и динамическая структура дви­жения. Тренировочные воздействия направлены на формирование ритмиче­ской структуры двигательного действия. Большая часть тренировочного вре­мени уделяется выполнению целостной системы движений, объединению от­дельных фаз движения в единый двигательный комплекс, с вариативными особенностями его выполнения, но с заданным конечным результатом деиствия. Основной задачей эффективного образования навыка на этом этапе яв­ляется постепенное возрастание влияния сбивающих факторов, воздействию которых двигательное действие подвергается в реальной соревновательной практике.
Углубленное изучение двигательного действия должно закрепить у боксера умение выполнить действие в целом в боевом ритме и ставит перед ним следующие задачи:
а) улучшить понимание закономерностей техники приема и смысла его применения в разных ситуациях;
б) последовательно разучить общие детали техники выполнения и применения приема (разучивать детали нужно в соответствии со степенью важности каждой: сначала самую необходимую, потом менее важную и т.д.);
в) сформировать общий ритм и качество выполнения приема или дей­ствия (выполнение должно быть четким, свободным, слитным и быстрым).
Этап закрепления навыка и его совершенствование - закрепление на­выка; обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств и при максимальных проявлениях сби­вающих защитных факторов со стороны соперника.
На этом этапе закрепляются необходимые для специальных двигатель­ных навыков спортсмена особенности - автоматизация и стабилизация двига­тельного действия. Это достигается многократным повторением действия в стандартных и вариативных ситуациях его выполнения. Большое значение придается развитию специальных физических качеств, обеспечивающих реа­лизацию двигательных действий, совершенствованию функциональных воз­можностей спортсмена как компенсированного, так и явного уровня утомле­ния.
Для достижения вариабельной реализации навыка он должен трениро­ваться в разнообразных условиях и различных состояниях организма. Это достигается совершенствованием индивидуального технического мастерства с учетом всего многообразия условий соревновательной деятельности, уме­нием максимально согласовать двигательные и вегетативные функции с це­лью эффективной реализации функционального потенциала (скоростно-силового, энергетического и др.) при выполнении специфических двигатель­ных действий. Такой подход к организации процесса обучения спортивной технике позволяет сформировать обобщенную чувственную модель целост­ного движения, обеспеченного сенсорным и логическим контролем в ходе его выполнения.
Закрепление и совершенствование двигательного действия боксером необходимо строить с применением разнообразных средств и методов:
а) использование приема в связке с другими боевыми действиями;
б) выполнение приема в отработке и боевой практике с разными парт­нерами (высокими, низкими, сильными и др.);
в) работа над действием в условиях повышенной эмоциональной на­пряженности (при утомлении, с более квалифицированным партнером, в ус­ловных и вольных боях).
Схема эта общая, но ею можно пользоваться при обучении боксера лю­бому техническому приему.
Литература:
1. В.А. Санников, В.А. Абаджян Обучение и совершенствование боксера в технике бокса: учебное пособие. – Воронеж, ВГИФК, 2005, - 76с. Ил.161, библиогр: 27 назв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий