Этапы обучения
В построении процесса обучения двигательному действию можно выделить
ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии
формирования двигательного навыка:
а) этап начального разучивания двигательного действия (стадия образования
умения воспроизводить технику действия в общей форме);
б) этап углубленного разучивания (когда двигательное умение частично
переходит в навык);
Начальное разучивание двигательного действия начинается с формирования у боксера
представления о нем и формирование установки на его изучение; изучение новых
фаз и элементов; формирование ритмической и координационной структуры;
предупреждение и устранение грубых ошибок.
На данном этапе становления двигательного навыка создаются соответствующие
функциональные и психические настройки, необходимые для выработки психомоторных
реакций, необходимых для выполнения действий. Информация, получаемая
спортсменом, направлена на создание общего представления о движении, а все
внимание концентрируется на основных элементах двигательного действия и на
способах их выполнения. Получение представления о выполнении движения в общем
виде сопровождается генерализацией двигательных реакций, нерациональной
внутримышечной и межмышечнои координацией, которые связаны с чрезмерной
активацией нервных процессов в коре головного мозга.
Основным практическим методом освоения движения на этом этапе
является метод расчлененного упражнения. Особое внимание уделяется точности
пространственно-временных характеристик, координационной ориентации в
целостной системе передвижений каждой фазы движения. Для каждого технического
действия обучение требует индивидуально-оптимальной концентрации во времени и
количестве повторов на каждом тренировочном занятии.
Начальное разучивание двигательного действия начинается с формирования у боксера
представления о нем:
а) умственного (сообщается краткая характеристика действия,
объясняется его назначение);
б) наглядного (демонстрируется техника приема в натуральном ритме
и с замедлением);
в) двигательного (восстанавливается и дополняется двигательный
опыт боксера элементами, которые нужны для освоения техники изучаемого действия).
Этим обеспечивается полноценное представление боксера об изучаемом
действии, после чего он самостоятельно выполняет основу действия в целом. Если
у него не получается движение в целом, то он должен выполнять его по частям под
контролем тренера. В перерывах между сериями таких попыток тренер сообщает
дополнительные сведения об основе техники приема или действия, объясняет
тонкость его применения.
Этап углубленного разучивания - углубление понимания закономерностей двигательного
действия; совершенствование координационной структуры действия по его
динамическим и кинематическим характеристикам; ритмической структуры движений.
На этом этапе становления двигательного навыка происходит формирование
стабилизации отдельных фаз двигательного действия за счет перехода управляющих
структур на уровень проприорецепторов, обеспечивающих информацию о положении
различных отделов тела. Создается осознанная рациональная временная,
пространственная и динамическая структура движения. Тренировочные воздействия
направлены на формирование ритмической структуры двигательного действия.
Большая часть тренировочного времени уделяется выполнению целостной системы
движений, объединению отдельных фаз движения в единый двигательный комплекс, с
вариативными особенностями его выполнения, но с заданным конечным результатом
деиствия. Основной задачей
эффективного образования навыка на этом этапе является постепенное возрастание
влияния сбивающих факторов, воздействию которых двигательное действие
подвергается в реальной соревновательной практике.
Углубленное изучение двигательного действия должно закрепить у
боксера умение выполнить действие в целом в боевом ритме и ставит перед ним
следующие задачи:
а) улучшить понимание закономерностей техники приема и смысла его
применения в разных ситуациях;
б) последовательно разучить общие детали техники выполнения и
применения приема (разучивать детали нужно в соответствии со степенью важности
каждой: сначала самую необходимую, потом менее важную и т.д.);
в) сформировать общий ритм и качество выполнения приема или действия
(выполнение должно быть четким, свободным, слитным и быстрым).
Этап закрепления навыка и его совершенствование - закрепление навыка; обеспечение его
индивидуальности и необходимой вариативности применительно к различным
условиям, в том числе и при максимальных проявлениях двигательных качеств и при
максимальных проявлениях сбивающих защитных факторов со стороны соперника.
На этом этапе закрепляются необходимые для специальных двигательных
навыков спортсмена особенности - автоматизация и стабилизация двигательного
действия. Это достигается многократным повторением действия в стандартных и
вариативных ситуациях его выполнения. Большое значение придается развитию
специальных физических качеств, обеспечивающих реализацию двигательных
действий, совершенствованию функциональных возможностей спортсмена как
компенсированного, так и явного уровня утомления.
Для достижения вариабельной реализации
навыка он должен тренироваться в разнообразных условиях и различных состояниях
организма. Это достигается совершенствованием индивидуального технического
мастерства с учетом всего многообразия условий соревновательной деятельности,
умением максимально согласовать двигательные и вегетативные функции с целью
эффективной реализации функционального потенциала (скоростно-силового,
энергетического и др.) при выполнении специфических двигательных действий.
Такой подход к организации процесса обучения спортивной технике позволяет
сформировать обобщенную чувственную модель целостного движения, обеспеченного
сенсорным и логическим контролем в ходе его выполнения.
Закрепление и совершенствование двигательного действия боксером
необходимо строить с применением разнообразных средств и методов:
а) использование приема в связке с другими боевыми действиями;
б) выполнение приема в отработке и боевой практике с разными партнерами
(высокими, низкими, сильными и др.);
в) работа над действием в условиях повышенной эмоциональной напряженности
(при утомлении, с более квалифицированным партнером, в условных и вольных
боях).
Схема эта общая, но ею можно пользоваться при обучении боксера любому
техническому приему.
Литература:
1.
В.А. Санников, В.А. Абаджян Обучение и совершенствование боксера в технике
бокса: учебное пособие. – Воронеж, ВГИФК, 2005, - 76с. Ил.161, библиогр: 27
назв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий