Общие основы обучения. Цели и задачи, методы обучения и воспитание боксеров-новичков
Литература: В. А. Лавров, А. В. Лавров. Начальное обучение боксеров-юношей.Основные задачи, стоящие перед учебными группами новичков:
- Привитие интереса к боксу и воспитание спортивного трудолюбия;
- Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка;
- Развитие качеств, необходимых боксеру (быстроты, силы, выносливости, ловкости и т. п.);
- Изучение основ техники бокса, механики передвижения, ударов и защит;
- Изучение простых технико-тактических действий, в основном на дальней и средней дистанциях и элементов на ближней;
- Овладение навыками специальных упражнений на снарядах;
- Ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о боксе;
- Приобретение боевого опыта, участвуя во внутренних соревнованиях;
- Выполнение норм III спортивного разряда.
Основная задача применения средств физической подготовки – общее
физическое развитие,
равномерное развитие мышечной системы, укрепление костно-связочного аппарата, развитие большой подвижности в суставах, координации движений и умение сохранять равновесие, а также улучшение функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
равномерное развитие мышечной системы, укрепление костно-связочного аппарата, развитие большой подвижности в суставах, координации движений и умение сохранять равновесие, а также улучшение функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Подбирая упражнения определенного объема и интенсивности, следует
помнить, что мы имеем дело с начинающими боксерами и, как правило, с
юношами. Поэтому надо учитывать и их возрастные анатомо-физиологические и
психические особенности.
В группы
начинающих боксеров рекомендуется принимать всех желающих при условии
прохождения мед. осмотра, а также с разрешения родителей.
Группы занимающихся подбираются таким образом, чтобы юные боксеры были
примерно одного возраста и одинаковой физической подготовленности.
Число занимающихся боксеров-новичков в группе не должно превышать 20 чел., занятия проводятся 3 раза в неделю по 1,5-2 часа.
Занятия с сентября по июнь проводятся в тренировочном зале, хотя наряду
с ними рекомендуется организовывать занятия по дополнительным видам
спорта (летом – плавание и л/а, зимой – лыжи, коньки и т. п.). На летний
период планируются занятия по общей и специальной физической подготовке
и дополнительным видам спорта.
На
первом году обучения каждый начинающий боксер должен принять участие в
2-3 соревнованиях и принять участие в 3-4 боях. Причем начинающий боксер
должен принять участие в таких соревнованиях, где соперники примерно
соответствуют по уровню подготовленности.
Большое внимание на первом году обучения уделяется общей физической подготовке боксеров.
Процесс начального обучения боксеров-юношей, как и любой другой процесс
обучения в спорте должен быть построен на основе соблюдения
методических принципов физического воспитания. К этим принципам
относятся принципы сознательности и активности, наглядности, доступности
и индивидуальности, а также принципы систематичности и
прогрессирования.
Успех всякого
педагогического процесса, прежде всего, зависит от того, в какой мере
сознательно и активно относятся к делу сами занимающиеся. Если
начинающий боксер хорошо понимает суть занятия, выполняет его активно и
заинтересованно, творчески использует приобретенные знания, умения и
навыки, то процесс обучения идет гораздо успешнее и быстрее. Эти, давно
замеченные закономерности, и лежат в основе принципа сознательности и
активности. Для успешной реализации этого принципа в процессе обучения
боксу необходимо вести постоянную педагогическую работу. Уже с первых
занятий нужно содействовать формированию у начинающих боксеров
осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретными
задачами занятий, всячески стимулировать сознательный анализ и
самоконтроль при выполнении заданий, способствовать воспитанию
инициативы, самостоятельности и творческого отношения к тренировочному
процессу.
Очень важную роль в
процессе физического воспитания играет наглядность. Объясняется это тем,
что деятельность учащихся носит практический характер. Непосредственная
наглядность обеспечивается демонстрацией данного упражнения. Кроме
того, как средство наглядности необходимо использовать рисунки, схемы,
кинокольцовки и другие наглядные пособия.
Принцип доступности и индивидуальности выражает необходимость строить
обучение в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая
особенности возраста, подготовленности, а также индивидуальные различия
физических и психологических особенностей. Одним из главных условий
доступности является преемственность физических упражнений. Необходимо
распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание предыдущих
занятий было подводящим материалом к последующим занятиям.
Важным условием является также постепенность перехода от одних заданий к
другим, более сложным. Под индивидуализацией понимается такое
построение тренировочного процесса и такое использование средств, форм и
методов занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к
занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их
способностей.
Суть принципа
систематичности обычно раскрывается в виде нескольких основных
положений, которые касаются регулярности тренировочных занятий,
правильности системы чередования нагрузок и отдыха, последовательности
занятий, а также взаимосвязи между различными сторонами этих занятий.
Принцип прогрессивания или постепенного повышения требований выражается
в постановке и выполнении все более сложных заданий, и в постепенном
нарастании объема и интенсивности, связанных с этими заданиями нагрузок.
Т. о., этот принцип предлагает необходимость постоянного обновления
заданий, причем в их чередовании должна прослеживаться общая тенденция к
росту тренировочных нагрузок.
Принцип прогрессирования тесно связан с принципами доступности и
систематичности. Он предлагает, что новые задания (а, следовательно, и
нагрузки) должны быть посильными для занимающихся, что занятия должны
проходить последовательно и регулярно, а чередование отдыха и нагрузок
должно быть оптимальным.
При обучении начинающих боксеров техническим приемам бокса применяются два основных метода: целостный и расчлененный.
Целостный метод применяется при обучении несложным движениям или тем
приемам, которые нецелесообразно делить на две части. Расчлененный метод
основан на широком применении подводящих упражнений. Применение этого
метода в значительной мере облегчает процесс освоения технических
приемов. При разучивании техники выполнения отдельных ударов и защит от
них методические приемы применяются в следующей последовательности:
- выполнение подводящих упражнений;
- рассказ и показ тренером данного удара;
- выполнение упражнений на разучивание техники выполнения удара:
а) групповое разучивание удара на месте и в движении;
б) разучивание удара самостоятельно в свободном передвижении;
- разучивание или повторение защит от данного удара (при разучивании защит методические приемы применяются в той же последовательности: исполнение подводящих упражнений, рассказ, показ, разучивание, защиты на месте и в движении);
- упражнение для разучивания удара и защит от него в парах:
а) разучивание удара и защит от него в двухшереножном строю;
б) то же в парах в свободном передвижении по залу;
в) разучивание тактических вариантов выполнения данного удара;
г) совершенствование техники и тактики выполнения удара и защит от него в условных и вольных боях.
При разучивании техники выполнения двойных ударов, серий ударов и защит
от них, методические приемы употребляются в основном в той же
последовательности. Однако наряду с перечисленными методическими
приемами используются и некоторые другие. Особенно широко применяются
следующие:
- Метод соединения ранее изученных ударов.
Этот метод заключается в том, что изученные одиночные удары соединяются
в двойные, причем техника выполнения этих ударов полностью сохраняется.
Двойные и одиночные удары, в свою очередь, соединяются в серии ударов.
- Метод замены в двойном ударе или в серии ударов одного удара другим.
Этот методический прием заключается в следующем: для того, чтобы не
разучивать заново технику выполнения двойного удара или серии ударов, в
уже знакомой серии ударов или в двойном ударе один из ударов заменяется
на другой. Например, в серии прямых ударов в голову (левой-правой-левой)
последний прямой удар рукой можно заменить на боковой, не нарушая при
этом техники выполнения данной серии.
Крайне важным для выработки правильной методики начального обучения в
боксе представляется также разработка последовательности освоения
технико-тактического материала, а также применения его в условных и
вольных боях. Причем речь идет не только о последовательности освоения
форм выполнения этих приемов.
Так,
например, прямые удары в голову разучиваются сначала в атакующей форме, а
затем уже в контратаке (сначала в ответной, а потом во встречной
форме).
Прямые же удары в туловище рекомендуется разучивать в парах во встречной форме, а потом уже в атаке и ответной форме.Боковые удары в голову при разучивании выполняются после уклонов или нанесении ударов другой рукой и т. д.
В процессе подготовки боксеров-юношей необходимо помнить о том, что
освоение начинающими боксерами защит гораздо более сложный и трудоемкий
процесс, чем разучивание ударов. Поэтому в н/п боксеров изучение защит
идет не только наряду, но и наравне с изучением ударов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий