Структура процесса обучения и особенности его этапов
В
процессе обучения двигательным действиям
ставится задача научить управлять
своими действиями. Это значит —
регулировать прилагаемые усилия,
быстроту выполнения, форму, амплитуду,
направление движения.
Весь
процесс обучения двигательным действиям
включает в себя три этапа, которые
отличаются друг от друга как частными
задачами, так и особенностями методики.
1. Этап
начального разучивания двигательного
действия (стадия образования умения
воспроизводить технику действия в
общей форме).
2. Этап
углубленного разучивания (здесь
двигательное умение частично переходит
в навык).
3. Этап
закрепления и совершенствования
(формирование прочного и вариативного
навыка).
Можно
предполагать, что обучение начинающего
спортсмена специальным боксерским
действиям целесообразно строить главным
образом в рамках первого, второго и
только частично третьего этапов, то
есть не добиваться заучивания приема,
не превращать его в прочный и стабильный
навык.
Нельзя
забывать, что сила квалифицированного
боксера в его индивидуальности,
неповторимости. Добиваясь высокой
стабильности и прочности в заучивании
пусть даже классической техники
специальных боксерских действий нашим
занимающимся мы тем самым снижаем возможность
проявления в дальнейшем его индивидуальности
в техническом отношении. Кроме того, мы
делаем из него прямолинейного боксера,
не способного изменить тактику своих
действий с изменением условий и задач
боя.
Схема
обучения спортсмена боевому боксерскому
действию в рамках первого, второго и
частично третьего этапов такова:
I. Этап начального разучивания
Цель
— сформировать у занимающегося основы
техники изучаемого движения и добиться
его выполнения в общих чертах.
Основные
задачи.
1.
Сформировать смысловое и зрительное
представления о двигательном действии
и способе его выполнения.
2.
Создать двигательные представления по
основным опорным точкам (элементам
действия) путем освоения подводящих
упражнений или структурных элементов
изучаемого действия.
3.
Добиться целостного выполнения
двигательного действия в общих чертах
(на уровне первоначального умения).
4.
Предупредить или устранить значительные
искажения в технике двигательного
действия.
Решение
этих задач осуществляется поочередно.
Представления о технике у занимающихся формируются в результате объяснения
упражнения тренером, восприятия
показываемых движений, просмотра
наглядных пособий, анализа собственных
мышечных и других ощущений, возникающих
при первых попытках выполнения
движений, наблюдений за действиями
других занимающихся. Все это создает
ориентировочную основу, без которой
невозможно освоение техники действия.
В
зависимости от особенностей и сложности
изучаемой техники действия, физической
подготовленности занимающихся
двигательное действие разучивается
по частям или в целом
Освоение
действия может протекать без ошибок и
с появлением ошибок. На этапе начального
разучивания наиболее типичны (т.е.
имеющие массовый характер) следующие
двигательные ошибки: а) лишние,
ненужные движения; б) искажение движения
по амплитуде и направлению; в) нарушение
ритма двигательного действия; г)
закрепощенность движения.
Причинами
ошибок могут быть: недостаточно ясное
представление о двигательной задаче;
неправильное выполнение предыдущих
действий; слабое развитие координационных
способностей, точности и других
двигательных качеств; влияние
конкурирующих навыков, боязнь,
невнимательность, неуверенность,
повышенная возбудимость занимающихся,
состояние утомления и др.
Основной
путь исправления ошибок: необходимо
указать на ошибку, показать правильное
исполнение и предоставить ученику
дополнительные попытки овладеть
правильным способом выполнения. Если
это не дало результата, следует вернуться
к подводящим упражнениям, использовать
корригирующие (в частности, контрастные)
задания.
Продолжительность
этапа начального разучивания двигательного
действия зависит от: 1) степени сложности
техники изучаемого действия; 2) уровня
подготовленности занимающихся; 3) их
индивидуальных особенностей; 4) возможности
использовать положительный эффект
переноса навыков.
II. Этап углубленного разучивания
Цель
— сформировать полноценное двигательное
умение.
Основные
задачи.
1.
Уточнить действие во всех основных
опорных точках как в основе, так и в
деталях техники.
2.
Добиться целостного выполнения
двигательного действия на основе
сознательного контроля пространственных,
временных и динамических характеристик
техники.
3.
Устранить мелкие ошибки в технике,
особенно в ее основном звене.
Данные
задачи могут решаться параллельно, т.е.
одновременно. Эффективность обучения
на этом этапе во многом зависит от
правильного и оптимального подбора
методов, приемов и средств обучения.
Используя метод целостного исполнения
действия, необходимо в комплексе с
ним широко применять зрительную,
звуковую и двигательную наглядность,
направленную на создание ощущений
правильного исполнения деталей техники.
Метод словесного воздействия меняет
свои формы, ведущими становятся анализ
и разбор техники действий, беседа. Такой
подход позволяет более углубленно
познать технику изучаемых действий.
На
этом этапе широко используется комплекс
разнообразных средств.
1.
Применяются упражнения для укрепления
мышечной системы и всего организма
с учетом особенностей изучаемого
двигательного действия.
2.
Используются подводящие упражнения,
которые подготавливают к освоению
основного действия путем его целостной
имитации либо частичного воспроизведения
в упрощенной форме. Подводящие
упражнения обычно представляют собой
элемент, часть, связку нескольких
движений изучаемого двигательного
действия. Необходимо, чтобы по форме и
характеру движений эти упражнения
имели возможно большее сходство с
основной частью изучаемого движения.
Например, ученик выполняет с трех шагов
разбег и осуществляет отталкивание
как в прыжках в высоту, но вместо
преодоления планки стремится дотянуться
маховой ногой до высоко подвешенного
предмета.
3.
Длительность применения подводящих
упражнений зависит от сложности
разучиваемого двигательного действия
и подготовленности занимающихся. В
применении подводящих упражнений не
должно быть перерывов, в противном
случае произойдет забывание ранее
выученного движения и эффект воздействия
их снизится.
Эффективность
использования различных упражнений
(подготовительные, подводящие,
имитационные) достигается при четком
соблюдении следующих моментов: а) цели
и задачи упражнения; б) структурная
взаимосвязь с основными двигательными
действиями; в) дозирование упражнений;
г) контроль и самоконтроль выполнения.
В
рамках одного занятия обучение на этом
этапе необходимо планировать в первой
половине основной части урока, когда
еще не наступило значительное утомление.
III. Этап закрепления и совершенствования навыков
Цель
— двигательное умение перевести в
навык, обладающий возможностью его
целевого использования.
Основные
задачи.
1.
Добиться стабильности и автоматизма
выполнения двигательного действия.
2.
Довести до необходимой степени
совершенства индивидуальные черты
техники.3. Добиться выполнения двигательного
действия в соответствии с требованиями
его практического использования
(максимальные усилия и скорости,
экономичность, точность, рациональный
ритм и т.д.).
4.
Обеспечить вариативное использование
действия в зависимости от конкретных
практических обстоятельств.
Эти задачи могут
решаться как одновременно, так и
последовательно, так как все они
тесно взаимосвязаны.
На
этом этапе увеличивается количество
повторений в обычных и новых, непривычных
условиях, что позволяет вырабатывать
гибкий навык. Однако в зависимости
от особенностей навыка (гимнастический,
игровой и др.) должно определяться
целесообразное соотношение простых и
вариативных повторений упражнения.
В целях
совершенствования движений применяют
различные методические приемы: повышение
высоты снарядов, увеличение амплитуды
и скорости движений, поточное выполнение
упражнений, повторение в форме
соревнования на качество исполнения
и результат, в игровой форме и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий