пятница, 5 октября 2018 г.

Развитие ловкости (двигательно-координационных способностей)


Развитие ловкости (двигательно-координационных способностей)

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. Недостаток ловкости нередко пытаются компенсировать выносливостью и стойкостью. Это приводит к столкновениям, ударам, запрещенным правилами. Последствия промахов, несвоевременная реакция – все это создает благоприятную почву для спортивного травматизма. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:


  • осваивать координационно-сложные двигательные задания;
  • быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.
Ловкость – производные силы, быстроты, выносливости, гибкости. Развитие каждого из них положительно влияет на остальное. Неуместное расслабление или излишнее напряжение мышц ограничивает силовые возможности, приводит к быстрому утомлению, заметно снижает скоростные способности, искажает точность движений.
Причинами излишнего напряжения мышц могут быть несовершен­ство двигательного навыка, слишком сложное задание (координационная напряженность), эмоциональное возбуждение, слабость мышц, не­сущих нагрузку, утомление, различные внешние факторы (непривыч­ная обстановка и т.п.).
От степени мышечного напряжения во многом зависит потребность организма в кислороде, а под воздействием расслабления мышц (релак­сации) снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, свя­зок и суставов в центральную нервную систему. Мышечная релаксация повышает процесс протекания нервных процессов. Переход от напря­жения к расслаблению и снова к напряжению способствует своеобраз­ной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы.
Для совершенства способности к произвольному расслаблению мышц желательно применять специальные упражнения, требующие чередова­ние напряжения и расслабления, движения по инерции (маховые дви­жения). В качестве психорегулирующих средств эффективными явля­ются идеомоторная и аутогенная тренировка.
Упражнения, способствующие совершенству произвольного расслаб­ления можно проводить в заключительной части занятия. Ниже приво­дятся некоторые из них.
I Лежа на спине:
1. Напрячь правую руку (всей рукой надавливать на пол), держать 5 — 8 с, расслабить — 8 с. То же левой. То же обеими руками одновремен­но.
2. Надавить пяткой правой ноги на пол (напрягаются мышцы пра­вой ноги), держать 5 с, расслабить — 8 с. То же левой. Одновременно двумя ногами.
3. Напрячь ягодичные мышцы — 5 с. Расслабиться — 8 с. Повторить 3 раза.
4. Слегка согнуть ноги, приподнять таз над полом, держать 8 с. Рас­слабиться.
II. Стоя в стойке ноги врозь, руки в стороны-кверху. “Уронить” ту­ловище вниз (наклониться вперед с отстающим движением головы), мягкие руки вниз, скрестно перед телом. Вернуться в и.п. Повторить 8 раз. Встать в стойку ноги вместе на полупальцы, руки вверх, держать равновесие.
Взаимосвязано с ловкостью чувство равновесия, согласованная работа разных мышц – рук, ног, туловища, шеи. Координированный человек умеет задействовать только те мускулы, которые в данный момент выполняют полезную работу, а остальные в это время отдыхают. Человек же некоординированный даже при мелкой ручной операции, например, вдевая нитку в иголку, напрягает чуть ли не все тело. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т.е. если оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости.
Как видно, ловкость – это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной критерий.
Ловкость – специфическое качество. Можно, например, отличаться хорошей ловкостью в спортивных играх и недостаточной – в гимнастике, аэробике.
Наилучшим возрастным («золотым», сенситивным) периодом для развития координации является возраст от 6 до 12 лет.
Эффективно выполнить сложнокоординированные движения боксер сможет, только если он овладеет тонкой способностью со­хранения устойчивого динамического равновесия. Если во время боя оно будет нарушено, то даже при незначительном толчке, на­пример при действиях на средней и особенно ближней дистанциях, боксер может упасть либо, промахнувшись в момент собственной атаки, «провалиться». Поэтому при плохой способности боксера сохранять динамическое равновесие его атакующие, контратакую­щие и защитные действия малоэффективны, а сам он вследствие неустойчивого положения более уязвим для ударов соперника.
Воспитание способности сохранять устойчивое равновесие идет по двум направлениям:
1. Применение упражнений «на равновесие» при намеренной по­тере его и последующее возвращение спортсмена в устойчивое положение. 
Для достижения этой цели используют специальные уп­ражнения, направленные на сохранение динамического равновесия, учитывая время их выполнения. Например, боксер должен быстро пройти по гимнастическому бревну на время, полезно также упражнение в хождении боксера «на бочке» и т. д.
2. Совершенствование функции вестибулярного аппарата с по­мощью упражнений с прямолинейными и угловыми ускорениями с целью избирательного воздействия на отолитовый аппарат и полу­кружные каналы спортсмена/
Так, для тренировки преимущественно отолитов тре­нер может использовать следующие упражнения:
1) бег с резкими остановками и сменой направлений;
2) продвижения вперед с резкими боковыми смещениями (как движения конькобежца);
3) быстрые полуприседания с выпрыгиванием вверх;
4) прыжки на одной ноге, голова наклонена к плечу;
5) соскок с «козла» (высота 60—70 см) с последующим под­скоком;
6) многоскоки с поворотами на 180, 360°.
Для преимущественной тренировки полукружных каналов ис­пользуются:
1) повороты и наклоны головы;
2) быстрые наклоны туловища в стороны;
3) повороты на месте с наклоненной к плечу головой;
4) быстрые наклоны вперед из положения прогнувшись;
5) повороты туловища в полунаклоне;
6) ходьба «елочкой» со сменой ног на каждый шаг.
Основным путем в воспитании ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Желательно, чтобы обогащение новыми навыками проходило более или менее непрерывно. Показано, что если человек долго не обучается новым движениям, то его способности к обучению снижаются. Например, гимнасты-мастера, на протяжении нескольких лет не учившие новых элементов, затем осваивают неизвестные для них движения с гораздо большим трудом, чем многие перворазрядники, в занятия которых систематически включались новые элементы. Если на какой-либо длительный период не запланировано овладение новыми движениями, то и тогда нужно время от времени предлагать занимающимся выполнять неизвестные им упражнения. Такими упражнениями не обязательно овладевать в совершенстве, поскольку они даются лишь для того, чтобы занимающиеся испытали какие-то новые двигательные ощущения.
При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается.
В боксе применяют два направления в воспитании специальной ловко­сти боксера:
1. Совершенствование возможно более широкого комплекса раз­нообразных специальных координации, необходимых для всех пред­ставителей искусного бокса. Для этой цели применяются техни­ческие приемы разной степени сложности: боковые шаги, уклоны, нырки, комбинированные защиты, различные варианты ударов - при скачке, при шагах разноименными ногами, при отходах, встреч­ных ударах перекрестного типа, при различных, сериях ударов и их сочетаниях с защитами и передвижениями, при выходе из углов ринга, различных входах в ближнюю дистанцию и выходах из нее.
 Эти упражнения, способствующие совершенствованию специаль­ной ловкости, можно применять без партнеров (специально-подго­товительные упражнения, направленные на совершенствование ко­ординации движений), с партнером (для совершенствования в тех­нике, а также для развития чувства времени и дистанции) и в условных и вольных боях (где действия выполняются в условиях внезапности).
Кроме того, используют и другие методи­ческие приемы, направленные на совершенствование специальной ловкости боксера. Например, боксер изучает технику приемов в ограниченном пространстве ринга или, находясь «не в своей стой­ке», увеличивает быстроту выполняемых приемов и т. д.
2. Совершенствование узкого круга специальной координации, необходимых боксерам различных направлений и манер боя. При этом тренер избирательно применяет такие индивидуальные зада­ния в условных и вольных боях, которые позволяют боксеру наибо­лее совершенно выполнять специфические задачи, характерные для направления, представителем которого он является. Например, боксер-«темповик» совершенствуется в координации темповых движе­нии, умении выбирать и сохранять дистанцию, необходимую для проведения ударов; боксер-«нокаутер» - в умении мгновенно «взрываться» в ответ на искомую и создаваемую им ситуацию и т.д.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий