понедельник, 17 сентября 2018 г.

Понятие о методах и дидактических принципах обучения

Понятие о методах и дидактических принципах обучения. Методические приемы, обеспечивающие реализацию принципов обучения.

Метод – это способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
Принципы – это наиболее общие теоретические положения, выражающие закономерности обучения, воспитания и тренировки боксера.
Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учетом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов (научность обучения, связь теории с практикой, воспитывающее обучение, сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, прочность и индивидуальный подход к занимающимся при работе в коллективе).
Принцип сознательности и активности. Вести учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы занимающиеся понимали смысл и значение тех действий, которыми надо овладеть, и активно участвовали в обучении. Они должны ясно представлять конечную цель занятий, знать, что нужно, чтобы достичь цели, почему план занятий построен так, а не иначе. Воспитывать активность, трудолюбие и интерес к боксу, без которого немыслимо сознательное отношение к выполняемым на тренировках упражнениям.
Прививать навыки самостоятельной работы. Зная анатомо-физиологические и психологические особенности каждого из боксеров, тренер рекомендует наиболее целесообразные технические варианты действия, иллюстрирует это примерами из спортивной жизни.
Воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в решении технико-тактических задач (принцип активности), заостряя внимание на том, что на ринге боксеру самому придется их решать и активно претворять свои замыслы в действие.
Весьма полезным является критический разбор занятий, действий и результатов каждого боксера в отдельности.
Принцип наглядности. Широко использовать различные формы наглядного обучения, такие как просмотр кинофильмов, изучение техники по кинограммам, посещение соревнований, где выступают боксеры высокого класса, использование учебных плакатов, совместная тренировка с боксерами более высокого класса и главное — четкий и правильный показ во время учебно-тренировочного процесса. Демонстрировать приемы именно так, как они выглядят в бою. Каждое действие показывать сначала слитно, возможно, в комплексе с другими приемами, потом расчленить на элементы, разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения, и завершить иллюстрацией примеров удачного применения этого приема выдающимися мастерами бокса (с помощью кинофильмов).
Желательно, чтобы занимающиеся видели свои действия с последующим разбором (видеомагнитофонная запись, киносъемка и фотографии отдельных эпизодов боя). Целесообразно сравнивать действия занимающихся с аналогичными действиями мастеров высокого класса и анализировать положительные и отрицательные моменты боя.
Принцип доступности. Всякий учебный материал может быть освоен, если он доступен для учащихся. Доступность учебного материала включает преодоление посильных трудностей. Попытки выполнить непосильное упражнение могут привести к искажению техники, а во время напряженных тренировок — к функциональным отрицательным сдвигам.
Если начинающим боксерам давать задания на выполнение сложных действий, например наносить опережающие удары на атаку партнера, то и один и другой неизбежно будут пропускать удары, так как они еще недостаточно усвоили защиты. Непосильные действия могут подорвать веру в свои силы, кроме того, привести к травмам.
Только преодоление посильных трудностей, чередование легких упражнений со сложными дают эффект в обучении и тренировке.
Доступность изучаемого материала тесно связана с тем, насколько последовательно и систематично построен курс обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Только регулярные занятия дают эффект в обучении и тренировке, так как предусматривают непрерывность в развитии различных физических качеств (выносливости, быстроты, ловкости), технико-тактических навыков и морально-волевых качеств.
Нерегулярные занятия часто приводят к отрицательным физиологическим сдвигам в организме.
Последовательно переходить от простого к сложному. Овладевать новым материалом, совершенствуя известное (например, изучая боковые удары в голову с защитами при помощи подставок, следует совершенствовать прямые удары и защиты от них подставками).
Новое изучать на основе известного (например, не зная применения защит нырками, не переходить к контрударам после нырков). Хорошо изученные простые фактические формы боя являются прочной базой для овладения сложными.
Следует иметь в виду, что иногда более сложное по координации действие боксер усваивает легче, чем простое (например, нырки значительно сложнее уклонов, однако есть боксеры, которые нырки в комбинации с другими приемами делают значительно успешней).
Не планировать более трудный материал к концу занятия, когда боксер устал (например, напряженный учебный бой с партнером).
Принцип индивидуализации. Обеспечить возможность каждому боксеру сохранить и развивать свою индивидуальность, исходя из единства интересов личности и коллектива. Наиболее характерным для групповых занятий является выполнение общих заданий с учетом индивидуальных способностей в развитии технико-тактических навыков и физических качеств.
Заинтересовать занимающихся индивидуальными заданиями на самостоятельные действия, требующими активного мышления в упражнениях с партнером.
Между методическими принципами обучения и тренировки существует тесная взаимосвязь. Ни один из них не может быть реализован, если игнорируются другие. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Искусство преподавателя (тренера) заключается в том, чтобы он мог рационально сочетать все педагогические принципы в едином учебно-воспитательном процессе.

 Методы обучения: словесный, наглядный, практический

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод стро­го регламентированного упражнения, игровой и соревнователь­ный методы.
К словесным методам, применяемым в спортивной трениров­ке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, осо­бенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словес­ных методов с наглядными. Эффективность тренировочного про­цесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: 1) правильный в методическом отношении показ от­дельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся. 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстоя­ние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управле­нием и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и при­нудительную коррекцию двигательного действия.
Обучение приему с целью его дальнейшего совершенствования можно осуществлять целостным и расчлененным методами.
Одно из основных преимуществ целостного метода обу­чения в том, что у боксера вырабатывается общее представление об изучаемом движении и он наиболее правильно усваивает дви­гательные навыки. При обучении целостным методом у боксера создается наиболее точная картина последовательного взаимодей­ствия отдельных элементов и фаз движения и, кроме того, появля­ется возможность быстро выявлять наиболее трудные в координа­ционном отношении части осваиваемого движения. Например, при обучении прямым левым ударам в голову наиболее трудно усваи­вается обычно фаза одновременного согласованного движения ку­лака с шагом левой и приставкой правой ноги.
Целостный метод, как правило, используют при обучении слож­ным техническим действиям, которые состоят из комплекса слитно чередующихся и связанных между собой более простых движений, например при обучении двухударной разнотипной комбинации в голову, боковой левой и прямой правой и т. д.
Однако це­лостный метод не всегда дает положительные результаты при уст­ранении ошибок. Одна из причин этого в том, что человек может сосредоточивать свое внимание не больше чем на 4—6 объектах. Поэтому боксер в процессе обучения новому приему просто не спо­собен одновременно держать в памяти более шести возникших ошибок.
Расчлененный метод позволяет изучать и совершенство­вать отдельные части целостного двигательного действия боксера. Так, если спортсмен недостаточно быстро прогрессирует в овладе­нии двухударной разнотипной комбинацией при использовании це­лостного метода, то целостное действие необходимо расчленить на более простые части — боковой удар левой и прямой удар правой, осваивая их последовательно. При этом тренер должен предложить боксеру ряд еще более узких тренировочных заданий и подводящих упражнений, и только после того, как спортсмен достаточно хорошо освоит каждую часть, он может опять вернуться к овладению целостным действием.
Основное преимущество расчлененного метода состоит в том, что он позволяет боксеру сосредоточивать внимание не на всем движении, а на отдельной его части. Но расчлененные части не должны терять органического единства по характеру выполняемого движения. Целостный и расчлененный методы обучения тесно взаимосвязаны. В процессе обучения боксу они используются поочередно в такой последовательности: целостный — расчлененный — целостный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий