Понятие о методах и дидактических принципах обучения. Методические приемы, обеспечивающие реализацию принципов обучения.
Метод
– это способ применения основных средств
тренировки и совокупность приемов и
правил деятельности спортсмена и
тренера.
Принципы
– это наиболее общие теоретические
положения, выражающие закономерности
обучения, воспитания и тренировки
боксера.
Учебно-тренировочный
процесс должен проводиться с учетом
важнейших педагогических закономерностей,
на основе общих дидактических принципов
(научность обучения, связь теории с
практикой, воспитывающее обучение,
сознательность и активность, наглядность,
доступность, систематичность и
последовательность, прочность и
индивидуальный подход к занимающимся
при работе в коллективе).
Принцип
сознательности и активности. Вести
учебно-тренировочный процесс таким
образом, чтобы занимающиеся понимали
смысл и значение тех действий, которыми
надо овладеть, и активно участвовали в
обучении. Они должны ясно представлять
конечную цель занятий, знать, что нужно,
чтобы достичь цели, почему план занятий
построен так, а не иначе. Воспитывать
активность, трудолюбие и интерес к
боксу, без которого немыслимо сознательное
отношение к выполняемым на тренировках
упражнениям.
Прививать
навыки самостоятельной работы. Зная
анатомо-физиологические и психологические
особенности каждого из боксеров, тренер
рекомендует наиболее целесообразные
технические варианты действия,
иллюстрирует это примерами из спортивной
жизни.
Воспитывать
инициативу и самостоятельность
занимающихся в решении технико-тактических
задач (принцип активности), заостряя
внимание на том, что на ринге боксеру
самому придется их решать и активно
претворять свои замыслы в действие.
Весьма
полезным является критический разбор
занятий, действий и результатов каждого
боксера в отдельности.
Принцип
наглядности. Широко использовать
различные формы наглядного обучения,
такие как просмотр кинофильмов, изучение
техники по кинограммам, посещение
соревнований, где выступают боксеры
высокого класса, использование учебных
плакатов, совместная тренировка с
боксерами более высокого класса и
главное — четкий и правильный показ во
время учебно-тренировочного процесса.
Демонстрировать приемы именно так, как
они выглядят в бою. Каждое действие
показывать сначала слитно, возможно, в
комплексе с другими приемами, потом
расчленить на элементы, разъясняя
значение каждого из них для качественного
целостного выполнения, и завершить
иллюстрацией примеров удачного применения
этого приема выдающимися мастерами
бокса (с помощью кинофильмов).
Желательно,
чтобы занимающиеся видели свои действия
с последующим разбором (видеомагнитофонная
запись, киносъемка и фотографии отдельных
эпизодов боя). Целесообразно сравнивать
действия занимающихся с аналогичными
действиями мастеров высокого класса и
анализировать положительные и
отрицательные моменты боя.
Принцип
доступности. Всякий учебный материал
может быть освоен, если он доступен для
учащихся. Доступность учебного материала
включает преодоление посильных
трудностей. Попытки выполнить непосильное
упражнение могут привести к искажению
техники, а во время напряженных тренировок
— к функциональным отрицательным
сдвигам.
Если
начинающим боксерам давать задания на
выполнение сложных действий, например
наносить опережающие удары на атаку
партнера, то и один и другой неизбежно
будут пропускать удары, так как они еще
недостаточно усвоили защиты. Непосильные
действия могут подорвать веру в свои
силы, кроме того, привести к травмам.
Только
преодоление посильных трудностей,
чередование легких упражнений со
сложными дают эффект в обучении и
тренировке.
Доступность
изучаемого материала тесно связана с
тем, насколько последовательно и
систематично построен курс обучения.
Принцип
систематичности и последовательности.
Только регулярные занятия дают эффект
в обучении и тренировке, так как
предусматривают непрерывность в развитии
различных физических качеств (выносливости,
быстроты, ловкости), технико-тактических
навыков и морально-волевых качеств.
Нерегулярные
занятия часто приводят к отрицательным
физиологическим сдвигам в организме.
Последовательно
переходить от простого к сложному.
Овладевать новым материалом, совершенствуя
известное (например, изучая боковые
удары в голову с защитами при помощи
подставок, следует совершенствовать
прямые удары и защиты от них подставками).
Новое
изучать на основе известного (например,
не зная применения защит нырками, не
переходить к контрударам после нырков).
Хорошо изученные простые фактические
формы боя являются прочной базой для
овладения сложными.
Следует
иметь в виду, что иногда более сложное
по координации действие боксер усваивает
легче, чем простое (например, нырки
значительно сложнее уклонов, однако
есть боксеры, которые нырки в комбинации
с другими приемами делают значительно
успешней).
Не
планировать более трудный материал к
концу занятия, когда боксер устал
(например, напряженный учебный бой с
партнером).
Принцип
индивидуализации. Обеспечить
возможность каждому боксеру сохранить
и развивать свою индивидуальность,
исходя из единства интересов личности
и коллектива. Наиболее характерным для
групповых занятий является выполнение
общих заданий с учетом индивидуальных
способностей в развитии технико-тактических
навыков и физических качеств.
Заинтересовать
занимающихся индивидуальными заданиями
на самостоятельные действия, требующими
активного мышления в упражнениях с
партнером.
Между
методическими принципами обучения и
тренировки существует тесная взаимосвязь.
Ни один из них не может быть реализован,
если игнорируются другие. Все принципы
отражают отдельные стороны и закономерности
одного и того же учебно-тренировочного
и воспитательного процесса.
Искусство
преподавателя (тренера) заключается в
том, чтобы он мог рационально сочетать
все педагогические принципы в едином
учебно-воспитательном процессе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
В процессе спортивной
тренировки используются две большие
группы методов: 1) общепедагогические,
включающие словесные и наглядные методы;
2) практические, включающие метод строго
регламентированного упражнения, игровой
и соревновательный методы.
К
словесным методам,
применяемым в спортивной тренировке,
относятся рассказ, объяснение, беседа,
анализ, обсуждение и др. Они наиболее
часто используются в лаконичной форме,
особенно в процессе подготовки
квалифицированных спортсменов, чему
способствуют специальная терминология,
сочетание словесных методов с
наглядными. Эффективность тренировочного
процесса во многом зависит от умелого
использования указаний, команд, замечаний,
словесных оценок и разъяснений.
К
наглядным методам,
используемым в спортивной практике,
относятся: 1) правильный в методическом
отношении показ отдельных упражнений
и их элементов, который обычно проводит
тренер или квалифицированный спортсмен;
2) демонстрация учебных фильмов,
видеозаписи техники двигательных
действий занимающихся. 3) применение
простейших ориентиров, которые
ограничивают направление движений,
преодолеваемое расстояние и др.; 4)
применение световых, звуковых и
механических лидирующих устройств, в
том числе и с программным управлением
и обратной связью. Эти устройства
позволяют спортсмену получить информацию
о темпоритмовых, пространственных и
динамических характеристиках движений,
а иногда и обеспечить не только информацию
о движениях и их результатах, но и
принудительную коррекцию двигательного
действия.
Обучение
приему с целью его дальнейшего
совершенствования можно осуществлять
целостным и расчлененным методами.
Одно
из основных преимуществ целостного
метода обучения в том, что у боксера
вырабатывается общее представление об
изучаемом движении и он наиболее
правильно усваивает двигательные
навыки. При обучении целостным методом
у боксера создается наиболее точная
картина последовательного взаимодействия
отдельных элементов и фаз движения и,
кроме того, появляется возможность
быстро выявлять наиболее трудные в
координационном отношении части
осваиваемого движения. Например, при
обучении прямым левым ударам в голову
наиболее трудно усваивается обычно
фаза одновременного согласованного
движения кулака с шагом левой и
приставкой правой ноги.
Целостный
метод, как правило,
используют при обучении сложным
техническим действиям, которые состоят
из комплекса слитно чередующихся и
связанных между собой более простых
движений, например при обучении
двухударной разнотипной комбинации в
голову, боковой левой и прямой правой
и т. д.
Однако
целостный метод не всегда дает
положительные результаты при устранении
ошибок. Одна из причин этого в том, что
человек может сосредоточивать свое
внимание не больше чем на 4—6 объектах.
Поэтому боксер в процессе обучения
новому приему просто не способен
одновременно держать в памяти более
шести возникших ошибок.
Расчлененный
метод позволяет изучать и
совершенствовать отдельные части
целостного двигательного действия
боксера. Так, если спортсмен недостаточно
быстро прогрессирует в овладении
двухударной разнотипной комбинацией
при использовании целостного метода,
то целостное действие необходимо
расчленить на более простые части —
боковой удар левой и прямой удар правой,
осваивая их последовательно. При этом
тренер должен предложить боксеру ряд
еще более узких тренировочных заданий
и подводящих
упражнений, и только после того, как
спортсмен достаточно хорошо освоит
каждую часть, он может опять вернуться
к овладению целостным действием.
Основное преимущество
расчлененного метода состоит в том, что
он позволяет боксеру сосредоточивать
внимание не на всем движении, а на
отдельной его части. Но расчлененные
части не должны терять органического
единства по характеру выполняемого
движения. Целостный и расчлененный
методы обучения тесно взаимосвязаны.
В процессе обучения боксу они используются
поочередно в такой последовательности:
целостный — расчлененный — целостный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий